Вход в систему

Две АС рядом:Вверху-Gemix AF-51,снизу-Маяк 15АС-222Без звука на ПК не поиграешь и не посмотришь видео. Чтобы услышать звучание своего компьютера, к линейному аудиовыходу ПК нужно подключить либо наушники, либо активные колонки, либо, через стереоусилитель, - пассивные колонки.
Первый путь прост и рассчитан на эгоистов, а если серьезно - на одного пользователя. Достаточно надеть наушники и, никому не мешая, громить врагов или смотреть кино. Второй путь предполагает, что активные колонки могут быть как дешевыми пластиковыми “хрипелками-кричалками”, так и качественной двухтрехполосной акустической системой (АС).

И, наконец, третий путь относится к разряду экзотических. Чаще всего его выбирают меломаны. Они покупают дорогую звуковую карту, подключают предварительный усилитель (плюс темброблок), после него - усилитель мощности. А затем эту “пирамиду” завершает дорогостоящая многоканальная АС 5.1 (либо 2.1).
Я прошел второй путь и ступил на третий (рис. 1).

Раритет, артефакт

Долгое время у меня на рабочем столе довольно сносно (как мне тогда казалось) звучали небольшие пластиковые: колонки JBL - с одним динамиком на 3 Вт (самое смешное -динамики производства Samsung). Изредка, по ночам я переподключался на наушники KOSS Sporta PRO, чтобы не мешать домочадцам. И все бы меня устраивало, если бы не одно но..

Это “но” долго не давало мне покоя - на шкафу пылились пассивные колонки “Маяк” 15АС-222 (15 Вт, 4 Ом) в народе прозванные “кубиками”. Конструктивно они собраны по коаксиальной схеме: ВЧ-пищалка располагается в центре и над НЧ/СЧ-громкоговорителя.
Несмотря на свой "бытовоЙ" диапазон частот (100 -16 ООО Гц) система звучала, на удивление, весьма неплохо. В давние времена я даже устраивал ей дуэль: рядом с полноценной трехполосной акустикой, которая была по мощности выше в три раза, детище киевского завода “Маяк” усердно пыталось переиграть конкурента. "Кубики", слегка проигрывая по басам, замечательно выводили верхние и средние частоты.

В нынешнее время на аудиофорумах меломаны настоятельно советуют менять подвеску на советских динамиках - для "рождения" глубокого и мягкого баса. “После чего звук преображается. При этом качество изготовления советской акустики и ее дешевизна - несомненный плюс. Что-что, а в СССР не жалели материалов- ни дерева, ни меди” - заявляют специалисты.

Вот и я подумал: так почему бы не подключить АС “Маяк”15АС-222 к моему ПК? Дело остается за малым. Первое, заменить на “кубиках” советские разъемы ОНЦ-ВН-1-2/16 (он же DIN 41529) на обычные RCA ("тюльпаны").

Можно воспользоваться дешевыми коннекторами в "пластиковой рубашке", а можно приобрести весьма качественные и, относительно дорогие, металлические RCA разъемы марки NEU-TRIK (рис. 2). Второй шаг потруднее - нужно собрать или купить усилитель мощности.
 

Маяк 15АС-222
Выбор УНЧ

В принципе я бы смог самостоятельно собрать "усилок", так как радиотехникой увлекаюсь с детства. Но постоянная нехватка времени не позволила бы мне кропотливо заниматься этим вопросом. Нужно было бы "рыть" литературу, изучать схемы, покупать радиокомпоненты, травить печатную плату, искать подходящий корпус.

Другой вариант - купить готовый комплект усилителя для самостоятельной сборки типа DIY (Do It Yourself - "сделай это сам"), в который вошли бы, к примеру, плата, радиодетали, блок питания. Однако, взглянув на стоимость комплекта "оконечника", я огорчился. Цены на “китовские” наборы в Украине или в России отбивали всякое желание к заказу.

Проще в Китае за 50-70 “вечнозеленых” заказать готовый усилитель на 15/25 Вт в идеальном заводском корпусе из металла. Благо именитых китайских брендов имеется предостаточно - FiiO, TOPPING, SMSL, Indeed, MUSE. Впрочем, можно заказать только плату усилителя. Она бы обошлась всего в 20-30 условных единиц, так как цена корпуса из алюминия (если брать отдельно) составляет почти половину стоимости фирменного усилителя.

Но, оказалось, что FiiO А-1 по адекватной цене уже найти трудно. Возможно, усилитель уже снят с производства, а все его запасы за рубежом почти распроданы. Хотя в Киеве имеется ряд дистрибьюторов, которые еще торгуют этим УНЧ по $120 (что для меня совсем неприемлемо).
В итоге мой выбор пал на УНЧ SMSL SA-S3 ТА2021В. По характеристикам и внешнему виду эта модель ни в чем не уступала TOPPING ТР20 MARK2. Правда, модельный ряд “усилков” у SMSL был не так широк. В то время как в каталоге TOPPING имеется свыше 15 устройств разного класса и исполнения. Например, мне очень понравилась модель с большим, люминесцентным индикатором уровня громкости.
Но вот цена у всех изделий TOPPING оказалась выше, чем на SMSL. TOPPING в китайских интернет-магазинах был в дефиците, a SMSL еще можно было найти. Изучив начинку и комплектующие модельного ряда усилителей SMSL, я пришел к выводу, что ранние изделия у этого бренда собраны более качественно (первые модели SMSL вышли на чипе ТА2021В).

Позже я узнал, что TOPPING все-таки легче  найти и выгоднее приобрести на eBay. Но свой И выбор на тот момент я уже сделал в пользу SMSL и деньги отослал продавцу через PayPal. И когда  прибыла посылка, я распаковал вожделенный товар (рис. 3 и 4).
Фирменная коробка SMSLКомплектация SMSL

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SMSL

SMSL SA-S3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корпус усилителя, аудиоклеммы, выключатель, регулятор громкости - все было выполнено превосходно. Качество изумительное! Через пару секунд после включения еле слышным  щелчком срабатывает микрореле защиты АС, загорается красный светодиод готовности под тумблером. И по краю регулятора громкости, по  окружности, начинает светиться приятная, голубая подсветка. Регулировка громкости тактильно приятна - вращение плавное и легкое (рис. 5 и 6). Блок питания SMSL честно выдавал заявленные 12 вольт (это видно на фото при замере цифровым мультиметром, рис. 7).
Блок питания SMSL выдает заявленные 12В
Цена заказа: усилитель SMSL SA-S3 ТА2021В - 53 доллара, фирменный блок питания SMSL 12V/3.8A-7 долларов, бесплатная доставка (Free Shipping) и месяц ожидания. Но это того стоило!

Характеристики SMSL SA-S3 ТА2021В

Марка - S.M.S.L Модель - SA-S3

Цвет корпуса - черный/бронза/серебро (на выбор)

Материал корпуса - анодированный алюминий] Мощность - 2 х 25 Вт Сопротивление нагрузки - 4 Ом/8 Ом Динамический диапазон -100 дБ КПД-81%

Число каналов - 2 (стерео)

Питание - DC 12... 14V Аудио вход - RCA Размеры - 12,2 х 9,6 х 3,0 ем Вес - 375 г.

Комплектация - усилитель и руководство пользователя на английском/китайском языке

Железная начинка

Что привлекло меня в модели SMSL SA-S3 ТА2021 В? Согласитесь, за эту сумму можно прибрести бюджетную, активную систему Microlab, Sven или что-то другое.

Но, повторюсь, во-первых, мне был нужен отдельный УНЧ для пассивной акустики. Во-вторы^ На форумах аудиофилов была масса хвалебных отзывов о бренде SMSL. В-третьих, хотелось усль шать усилитель, собранный на знаменитом чиг Tripath от индийской компании Tripath Technology.
И, в-четвертых, в усилителе SMSL SA-S3 TA2021В используются высококачественные компоненту производства EPCOS, Rubycon, Panasonic, ERC ELNA, ALPS, TDK, DALE. Такой усилитель идеально подходит для ПК, iPod, MP3, MP4, CD-плееров и т.д.

Загадочная технология

В1998 году компания Tripath, основанная талантливым индийским изобретателем Адья Трипати, выпустила цифровой интегральный УМЗЧ класс D с параметрами, приближавшимися к показателя классических усилителей высокой верности. Новц микросхемы пошли в продажу под вывеской класса Т и получили в целом положительные отзывы пpeccы и радиолюбителей за "теплый, ламповый звук", итоге усилитель Tripath ТА2020 вошел в список "25 микросхем, которые потрясли мир" по версии журив ла IEEE Spectrum. Позже, в 2007 году, Tripath и ее патенты были выкуплены компанией Cirrus Logic.

Как и большинство класса D-усилителей чип серии ТА2020 получился весьма энергоэффективным. Он не требует радиатора и может размещаться в компактном корпусе. Также он дешев в производстве. Базовые, 15-ваттные версии чипа ТА2020 пошли в продажу за смешную цену - всего за 3 доллара. Более мощные модификации чипа Tripath на 25/50/100 Вт и выше нуждаются в небольшом радиаторе.

Кроме этого в чипе Tripath реализована технология Digital Power Processing и отсутствуют переходные помехи при подаче напряжения.

Как результат, при включении абсолютно нет щелчков в динамиках! Среди других преимуществ - низкие нелинейные искажения, широкий диапазон воспроизводимых частот и существенно более высокий КПД (92%) по сравнению с усилителями класса АВ.

Самое интересное, что принцип работы Digital Power Processing до сих пор скрывается от "непосвященных". В тайне содержатся не только детали, но и сам принцип обработки сигнала. Если отбросить риторику, то все сводится к двум взаимосвязанным процессам -"предсказанию" (Predictive Processing) и "адаптивному преобразованию" (Adaptive Signal Conditioning Processing).

Предсказаниями с незапамятных времен занимаются жрецы и гадалки, причем с переменным успехом. В нашем случае узнать уровень звукового сигнала можно двумя способами.

Вычисление. Отслеживается скорость изменения сигнала (производная) и на основании этого рассчитывается значение сигнала в следующий момент времени. Реализовать можно как в аналоговом варианте, так и в цифровом. В звуковом процессоре можно использовать математические модели, построенные на статистических данных.

Измерение. Сигнал поступает на обработку через цифровую линию задержки, что позволяет заранее измерить его амплитуду. Требуется высокоточный АЦП. Судя по тому, что динамический диапазон даже интегральных усилителей превышает 100 дБ, амплитуда сигнала именно вычисляется.

Для чего же нужно ее знать? В усилителях класса Т нет фиксированной частоты дискретизации -она непрерывно изменяется в полосе до 1,5 МГц в соответствии с алгоритмом “адаптивного преобразования”. Исходными данными служит как раз амплитуда сигнала и скорость ее изменения. Повышение частоты дискретизации повышает качество звучания и позволяет упростить конст- Д рукцию выходного фильтра.

О сущности алгоритма обработки остается только догадываться. Кроме перечисленного решения, адаптивное преобразование может включать в себя и внутреннюю отрицательную обратную связь. Исходя из этого можно предположить, что в основу Digital Power Processing положена одна из разновидностей дельта-модуляции. От традиционной широтно-импульсной она отличается тем, что передается не абсолютная величина сигнала, а ее изменение относительно предыдущего состояния (отсюда и "дельта" в названии).
 

Предпосылки появления усилителей класса D/T

Экономичным усилителям класса В свойственны значительные искажения сигнала малого уровня ("первый ватт"). Аудиофильские усилители класса А невероятно прожорливы. Компромиссные решения класса АВ не решают полностью ни одну из проблем (таблица 1).

Таблица 1.Классы усилителей
Класс усилителя Теоретический КПД Реальный КПД Минимум искажений наступает
         А          50%   15...30% при малой мощности
        AB зависит от режима   40...50% при средней мощности
         B          78%   50...60% при средней мощности

 

Правильный звук

Честно говоря, легкий и компактный усилитель SMSL SA-S3 ТА2021В поначалу вызвал умиление. Он без труда помещается на мужской ладони!Как может такой “малыш” выдать 25 Вт на канал? Но после подключения АС “Маяк” 15АС-222 и прослушивания все сомнения рассеялись.

Моему восхищению не было предела. Абсолютно чистое звучание на минимальной и максимальной громкости показало, что "усилок" в паре с "кубиками" образуют идеальный тандем. Правда, ввиду жесткости подвески диффузора, советских динамиков, "кубики" не смогли выдать мягкий, сочный бас. А вот средние частоты и особенно верхние удались на славу!

Более того, явственно ощущалась разница в звучании сжатого и несжатого форматов аудио. Высокие частоты в МРЗ-формате слегка подхрипывали и дрожали.

На дешевых пластиковых колонках и даже в наушниках, я этого эффекта не замечал. Таким образом, большая часть моей фонотеки из МРЗ-файлов даже с битрейтом 256-320 Кбит/с, к сожалению, годилась разве что в утиль. Усилитель SMSL SA-S3 ТА2021В словно открыл мне глаза, а точнее, уши. Он показал, что фонотеку нужно коллекционировать только в формате FLAC.

В завершение мной было проведено тестовое сравнение звучания двух АС - активной Gemix AF-51 и SMSL SA-S3 ТА2021В. Оба конкурента почти равноценны по мощности и параметрам усилителя. Gemix AF-51 собран на TDA 2030, паспортная мощность составляет 30 Вт. Акустика Gemix AF-51 двухполосная (НЧ/СЧ + ВЧ), имеется фазоинвертор.

В тесте использовался программный плеер AIMP 3 с настроенным "по вкусу" эквалайзером и DSP-модулем- Enhancer 0.17. Звуковой чип - интегрированный Realtek ALC889 (материнская плата MSI 790GX-G65).

Звучание Gemix AF-51

НЧ - неплохо, но слышны хрипы на максимальной громкости.
СЧ - отлично.
ВЧ - хорошо.
Звучание SMSL SA-S3 ТА2021В + АС “Маяк” 15АС-222
НЧ - маловыразительно, но без искажений. СЧ - отлично.
ВЧ - отлично, звук кристально чистый.

За день работы на средней громкости SMSL SA-ТА2021В практически не нагрелся - корпус на ощупь еле-еле теплился. Причем, в корпусе усилителя не никаких вентиляционных отверстий. При просмотре видео или в играх звучание "китайского малыша" безупречно: слышен каждый шорох, каждое слово. Вот если бы "скрестить" мягкую, резиновую подвес ку центральных куполов Gemix AF-51 (рис. 8) и "прозрачность" звучания "кубиков" на ВЧ, то получилась бы идеальная акустическая система!

Схема подключения двух АС
В итоге обе AC "поселились" у меня дома. Gemix AF-51 в ближайше время будут собраны дв пульта дистанционного управ ления - тумблер включения и электронный регулятор громкости. Специально для второго девайса был заказан на eBay набор Digital Stereo Audio Volume Control Combo Kit.Он позволит мне управлять громкостью звучания колонок Gemix AF-51 с помощью настольного регулятора. Еще есть желание подключить знаменитый плагин iZotope Ozone и опробовать пресеты на обеих системах.
S3W Hivi на чипе TA2024B(White/Black)
Кроме этого хотелось бы услышать звучание стерео микросистемы S3W HiVi на чипе ТА2024В (рис. 9). Миниатюрность такой АС при высоком качестве звучания (2x5 Вт, частотный диаг зон 65-20 КГц) - идеальное решение для малоразмерных комнат студентов или школьников.